Вторник, 20 октября 2020

Узорочье (умение читать символы и знаки встречающиеся в вышивках и архитектуре)

Узорочьем на Руси называли умение связывать, соединять образы, выраженные в чём-либо. Само это слово происходит от слов «узы», «наузы» - а наузами называлась одна из самых древних видов письменности - узелковая, которая бытовала у многих народов, в том числе и славянских. Поэтому узорочьем, в разные исторические периоды, называли целый ряд понятий: умение соединять руны в знаки, а знаки и символы в орнамент; умение связывать буквы-образы в слова; а слова в живую речь. Таким образом, орнамент вышивки, резьбы, росписи, чеканки и т.д. является узорочьем, т.е. является одним из самых древних и исторически устойчивых видов письма, где отдельные символы, сплетаясь, образуют живое послание предков.

Орнамент для рушника, бранницы, имеет большое значение – он так же, как на одежде, выстраивался в определенном порядке, сотворялся только в желаемое для жизни состояние. Вышитые они сотворяли особую гармонию, спас в доме, в котором жила семья. Правильно подобранные бранницы создавали атмосферу уюта, счастья, любви, неправильно подобранные – холода, отчужденности.

Бранница – судьба человека. Как будешь вышивать, так и будешь жить. Для вышивки значимых рушников и бранниц использовали только цельное полотно, но ни в коем случае не сшитое из кусочков. Полотно из частей – это как жизнь из кусочков. Полотно брали обязательно новое, так как творение можно начать лишь с чистого листа, поэтому ни старые нитки, ни старое полотно для этого не годятся. Для рушников и бранниц использовали количество полотна, равное росту человека или помноженное на два и три. Для подольских рушников часто использовали полотно длиной 1,5-1,8 м, киевские, черкасские – 3,0-3,5 м.

Источник: https://www.stranamam.ru/post/3393014/