Вторник, 20 октября 2020

Компьютерный набор, корректура и редактирование нот.

Нотографика

Начальный курс (сокращённый)
  1. Настройки Finale. Создание папок автосохранения (*.asv) и резервных копий (*.bak) и прописывание пути сохранения Folders (Папки) с указанием промежутка времени Save (Сохранить)
  2. Особенности интерфейса Finale. Настройка главных палитр, размещение иконок инструментов. Активизация инструмента с появлением дополнительной палитры, перемещение элементов с помощью «хендлов» – белых квадратиков (от англ. handle – рукоятка, обработка, управление).
  3. Создание документа. Различные способы создания. Document Setup Wizard (Мастер создания документа). Default Document (Документ по умолчанию).
  4. Настройка основных параметров страницы. Вид страницы, поля. Редактирование масштабов нотного текста.
  5. Страничное и линейное представление партитуры.
  6. Основные параметры нотного текста: размер, тональность (в том числе смена знаков по европейским и русским традициям), количество тактов, нумерация тактов. Затакт.
  7. Способы набора нотного текста Simple Entry Tool (Простой ввод), Speedy Entry Tool (Скоростной ввод), HyperScribe Tool (Гиперскрайб)
  8. Многоголосие. Слои и подголоски.
  9. Управление нотными станами. Стили нотных станов. Группы и акколады. Скрытие и показ пустых нотных станов.
  10. Управление тактами. Вставка, добавление и удаление тактов. Вид тактовой черты. Отображение размера, ключевых знаков, редактирование нотного ранжира. Перемещение отдельных тактов.
  11. Репризы, вольты, фонари и сеньо.
  12. Графические и текстовые элементы. Инструменты «Акцент», «Нюанс», «Текст». Номера страниц.
  13. Редактирование отдельных элементов текста. Использование инструмента Special Tools (Специальные инструменты) (Длина штиля, наклон вязки, перемещение знаков альтерации и др.).
  14. Вокальная подтекстовка.
  15. Управление системами. Поля систем, Вставка и удаление. Равномерное размещение систем. Вставка разрыва страницы. Вставка и удаление пустых страниц.
  16. Экспорт и импорт графических элементов в нотный текст.
  17. Печать документа.


Нотографика

Основной курс

  1. Интерфейс программы.

    Главное меню. File (Файл), Edit (Правка), Utilities (Утилиты), View (Вид), Document(Документ), MIDI/Audio (MIDI/Аудио), Tools (Инструменты), Plug-ins (Плагины), Window (Окно), Help (Справка). Панели инструментов. Main Tool Palette (Главная панель), Navigational

    Tools Palette (Навигационная панель) и Playback Controls (Панель воспроизведения).

    Окно документа. Tile Windows Vertically (Разместить по вертикали) и Tile Windows Horizontally (Разместить по горизонтали).

  2. Настройка программы. Разделы: New (Новый. Open (Открыть). Save (Сохранить). Human Playback. Edit (Редактировать). Folders (Папки), Display Colors (Цветовая гамма). Palettes and Backgrounds (Панели и фон).

    Создание папок автосохранения (*.asv) и резервных копий (*.bak)

  3. Настройка панелей инструментов. Сохранение настроек. «Горячие» клавиши.
  4. Создание нового документа.
    • • Document Setup Wizard (Мастер создания документа). Стиль. Страница. Состав инструментов. Размер такта. Тональность. Количество тактов.
    • • Default Document (Документ по умолчанию). Добавление и группировка станов. Акколады и названия станов. Score Manager (Менеджер партитур).
    Смена инструмента. Редактирование транспонирующих свойств инструмента. Вид нотной строки (пятилинейный, однолинейный, прочий) Нумерация тактов. Ключевые знаки, размер, ключи. Затакт. Добавление и удаление тактов. Установка темпа и метрономического обозначения. Добавление текстовых элементов (название произведения, фамилия автора, сносок), расположение текста на странице. Ввод номера страницы. Формат страницы и размер полей.
  5. Формат страницы для партитуры и партий. Document Options (Настройки документа).
  6. Единицы измерения. Профессиональная терминология: кегль, спейс, типографский пункт. Эталонный нотоносец в Finale.
  7. Основные способы ввода нот. Simple Entry Tool (Простой ввод) с помощью мыши и компьютерной клавиатуры. Ввод триолеобразных ритмических фигур. Работа со слоями многоголосия. Редактирование введённого текста. Введение пауз и форшлагов. Быстрая смена ключа, размера и ключевых знаков при помощи сочетаний клавиш Alt+C – ключ; Alt+T – размер; Alt+K – ключевые знаки.

    Speedy Entry Tool (Скоростной ввод) с помощью мыши и компьютерной клавиатуры. Ввод триолеобразных ритмических фигур. Работа со слоями многоголосия. Редактирование введённого текста. Введение пауз и форшлагов. Дополнительная возможность — ввод «подголоска (V2)».

    HyperScribe Tool (Гиперскрайб) — ввод нот с помощью MIDI-клавиатуры или синтезатора. Возможности и ограничения.

    Использование MIDI-клавиатуры в Simple (Простом) и в Speedy (Скоростном) вводе нот.

    Использование автоматического выравнивания нот, тактов и систем (включение и выключение опций).

  8. Редактирование нотного текста. Копирование и транспонирование. Быстрое редактирование. Использование инструмента Фильтр при копировании и удалении текста. Способы копирования: перетаскивание с помощью мыши на ближний участок, на удалённый участок с помощью клавиши Ctrl, используя панель Edit Toolbar (панель Правка) или стандартные сочетания клавиш Ctrl+С – для копирования, Ctrl+X для вырезания, Ctrl+V –для вставки текста. Многократная вставка по горизонтали и вертикали.

    Транспозиция нот. Использование «горячих» клавиш транспозиции и возможность их перенастройки.

    Работа со слоями. Изменение слоя текста — перемещение или копирование в другой слой. Использование опции Show Active Layer Only (Показать только активный слой).

  9. Особенность работы с транспонирующими инструментами. Включение/выключение опции «Показать в натуральном строе». Отображение ключевых знаков и их смена.
  10. Особенность работы с ударными инструментами. Вид нотного стана, ключей, ключевых знаков. Вид нотных головок.
  11. Особые задачи в технике редактирования. Ноты с обращением штиля. Разбиение интервалов и аккордов под одним штилем на два штиля (имитация слоёв многоголосия).

    Перенесение отдельных нот под одним штилем на другой стан.

    Переход нескольких нот мелких длительностей под одной вязкой с одной строки на другую.

    Перенесение нот на другой стан с присоединением к другим нотам.

    Тремоло на повторяющихся или на чередующихся нотах.

    Флажолеты.

  12. Создание строки варианта исполнения (Ossia): С использованием штатного инструмента (с предварительным добавлением постоянно скрытой строки в партитуре) для простых вариантов без использования графических элементов.

    С использованием дополнительной строки /строк для полноценного отображения нотного текста.

    С помощью вставки графики –заранее подготовленного изображения в формате TIFF или JPEG.

    Репризы. Простая, реприза с вольтами, сеньо и фонари.

  13. Работа с вокальным текстом. Использование шрифтов, поддерживающих кириллицу, а также специально разработанных шрифтов для ввода вокального текста в ноты (TimesFL32). Настройка шрифтов документа (или шаблона) по умолчанию.

    Основные способы ввода вокального текста: Type Into Score (впечатывание текста непосредственно в партитуру) и назначение щелчком мыши из окна Lyrics — отдельно по слогам либо загрузка всего текста с помощью клавиши Ctrl. Использование утилиты Syllaba для разбивки текста на слоги.

    Ввод второго, третьего куплета. Редактирование вертикального положения вокального текста.

    Копирование вокального текста.

    Вокальная группировка. Возможность автоматической расстановки лиг и изменения соединения вязок мелких длительностей в соответствии с делением текста на слоги и распевами. Настройка межслогового дефиса и линий распевов. Отображение дефиса в начале нотной строки (системы) при переносе слова.

  14. Исполнительские обозначения. Работа с инструментами Главной панели: Smart Shape Tool (Лиги и линии); Articulation Tool (Знаки артикуляции); Expression Tool (Нюансы). Использование символьных (на основе шрифтов) и графических (рисованных в Shape Designer) форм знаков. Особенности прикрепления знаков к нотам или тактам. Добавление знаков в библиотеку символов, копирование, изменение величины шрифта, замена одного шрифта другим, способов прикрепления к объекту (ноте или такту), озвучивания. Использование функции показать/скрыть символ в тексте.

    Использование «горячих» клавиш для ускорения работы по выбору нужных символов.

    Использование возможностей программы по введению одинаковых символов разными инструментами.

    Поворот текста на произвольный угол (до 90º)

  15. Изготовление партий.
  16. Нотный ранжир. Таблица общепринятых раштров. Работа с инструментом Resize Tool (Изменение размера «%»). Масштабирование страницы.

    Эталонный размер системы (96е) и масштабирование систем.

    Масштабирование отдельной нотной строки.

    Масштабирование нот и пауз.

    Масштабирование нотных головок.

  17. Выравнивание нот. Функции авторанжира (выравнивания нот) и автоматического обновления планировки страницы вновь вводимого текста.

    Полуавтоматическое выравнивание ранее набранного текста с помощью выбора Utilities/ Music Spacing /Apply Note Spacing (Утилиты /Выровнять ноты /Нотное выравнивание) или выделением текста и нажатием клавиши «4» и Automatic Update Layout (Автоматическое обновление планировки) или сочетанием клавиш Ctrl+U.

    Ручное выравнивание с помощью выбора инструментов Measure Tool (Такт) — редактирование карты долей такта, расширение или сужение такта, добавление дополнительного пространства в начале и в конце такта; выбор тактовой черты.

    Использование инструмента Special Tools (Специальные инструменты/ Note Position Tool (Положение ноты [по горизонатали]), длина штиля, наклон вязки, редактирование удлиняющей лиги, удлиняющей ноты, обращение штиля и др.

    Использование Плагинов Patterson Beams (Вязки Паттерсона) для изменения угла наклона вязок, а также вязок через тактовую черту.

  18. Количество тактов в системе. Ручное перемещение тактов со строки на строку с помощью стрелок «Вверх» и «Вниз».

    Блокирование тактов в системе (запрет автоматического изменения количества тактов) с помощью выбора пункта в разделе Utilities (Утилиты) Lock Systems (Блокировать системы) или нажатие клавиш Ctrl+L; снятие блокирования — Unlock Systems (Разблокировать системы) или Ctrl+Shift+L.

    Определение числа тактов в системе (способ задать определённое количество тактов на одной или нескольких системах) – Fit Measures (или Ctrl+M) с возможностью блокировать или разблокировать системы.

  19. Вёрстка – компоновка нотного текста на странице. Использование в работе гайдов (направляющих линий). Возможность привязки к гайдам.

    • Установка обычных или зеркальных полей страниц.
    • Установка полей систем.
    • Расстояние между станами.
    • Скрытие или показ пустых станов.
    • Начало новой системы с № такта.
    • Количество систем на странице.
    • Вставка (удаление) разрыва страницы.
    • Вставка пустой страницы.
    • Разделитель систем в партитурах.
  20. Печать документа
    • Выбор диапазона страниц печати.
    • Печать основного документа или партий.
    • Печать зеркальных страниц.
    • Выбор величины разрешения принтера.
    • Экспорт в формат PDF.
  21. Вывод инструментальных партий: как отдельных самостоятельных файлов, либо как связанных партий внутри одного документа. Подготовка формата, создание партий и управление.
  22. Ввод аккордовой цифровки.
  23. Стили нотного стана.
  24. Особые задачи: полиметрия и одновременное отображение разных (независимых) размеров такта, бестактовая нотация, смена ключевых знаков в традициях европейского и русского нотопечатания, нестандартные ключевые знаки, независимое отображение разных ключевых знаков (тональностей), разделение одной партии на несколько и обратное действие — объединение нескольких партий в одну. Нестандарные нотные головки и штили.

  25. Создание макета сборника пьес или циклического произведения в одном файле (соната, сюита и др.)
    • — «мультипьесный» файл.
    • — как последовательный набор разных пьес
    • — как присоединение пьес из разных файлов (с помощью техники копирования или с использованием функции автоматического объединения: File /Score Merger (Файл /Объединить файлы).
    Особенности: выставление финальный тактовой черты в каждой пьесе, отступы «красной строки», названия новой пьесы, организация затактов и неполных тактов, новая нумерация тактов в последующих пьесах, а также «правильная» нумерация в разделённых тактах — неполных тактах со знаками репризы.
  26. Библиотеки и шаблоны.
  27. Создание графических изображений в разных форматах. Работа с инструментом Graphics Tool (Графика). Вставка графики в Microsoft Word.

    Создание цветных изображений.

  28. Работа со шрифтами. Использование вспомогательной программой Font Tab.
  29. Перевод нотного текста из одной программы в другую (например, из Sibelius в Finale) через формат XML. Сканирование текста из файлов PDF, TIFF, используя программу расшифровки нотного текста Smart Score.
  30. Создание учебных примеров ритмических и интонационных упражнений, теоретических заданий, таблиц и схем (карточек ) звукорядов, интервалов и аккордов.

Нотографика

Мастер-курс

Графическое оформление нотного текста
  1. Оформление обложек, титульных листов и заголовков. Расположение заглавий, авторов, составителей, аранжировщиков и пр., посвящений, вида исполнения, номера, опуса, копирайта, колонтитулов. Особенности оформления инструментальной и вокальной музыки. Оформление издания на двух языках.
  2. Использование раштров нотоносцев: в оформлении для фортепиано, баяна/аккордеона и др., вокальной музыки, в произведениях педагогического репертуара (особенно в младших классах), в инструментальных ансамблях с сопровождением фортепиано и без сопровождения ф-п. (квартеты), в клавирах инструментальных концертов, в издании опер (ораторий, кантат).
  3. Расположение темповых обозначений: позиция в тексте, шрифты, кегль, запись с с прописной или со строчной буквы, русская расшифровка темповых обозначений.
  4. Метрические обозначения: тактовый размер, запись сложных размеров, формула соотношения разных обозначений размера.
  5. Ориентиры: смысловые и подсчётные
  6. Тактовые черты: простые, двойные, финальные, пунктирные.
  7. Динамические обозначения – словесные, буквенные, графические. Шрифты, кегль. Расположение динамики в инструментальной и вокальной музыке. Применимые сокращения слов, устаревшие обозначения. Совмещение в одном обозначении темповых и динамических указаний.
  8. Технические обозначения. Шрифты, кегль, расположение, допустимые сокращения.
  9. Направление штилей в одноголосной и многоголосной записи. Правило записи штилей при включении второго голоса во второй половине такта.
  10. Паузы. Горизонтальное (по правилам ранжира) и вертикальное расположение. Паузы в многоголосной записи, паузы в пустых тактах.
  11. Лиги – фразировочные и связующие. Лиги в двойных нотах (под одним штилем) и в многоголосной записи. Сцепление связующих и фразировочных лиг. Особые виды лиг – с двойным выгибом (или более сложная), пунктирные, «французские».
  12. Штрихи – точки, черточки, акценты, клинья. Позиция возле нотных головок, у штилей (в многоголосной записи), при отсутствии лиг и в сочетании с лигами (фразировочными и связующими).
  13. Знаки альтерации – при ключе, случайные (встречные), в сочетании с связующими лигами. Устаревшие обозначения. Перемена ключевых знаков с участием знака обратной репризы. Смена ключевых знаков (европейская и русская традиции). Смена знаков у транспонирующих инструментов в партитуре. Повторение знаков альтерации при смене ключа, при октавном пунктире, при размещении на одном стане нескольких партий. Напоминающие (предупреждающие) знаки альтерации.
  14. Расположение вязок (рёбер) мелких длительностей в одноголосной и многоголосной записи.
  15. Триоли (и другие виды метрического дробления).
  16. Аппликатура.
  17. Ритмические точки (удлиняющие точки). Расположение у головок нот между линиями или на линиях нотного стана в одноштильной или двухштильной записи, возле секунд, возле примы, а также с участием удлиняющей лиги.
  18. Форшлаги. Кегль, направления штиля, форшлаги в многоголосии, лиги, «барабанные» форшлаги. Двойные и тройные форшлаги, начинающие и заканчивающие трель.
  19. Запись внутритактовых каденций мелким шрифтом (петитом). Запись вариантов исполения (ossia). Вид тактовой черты, соединяющая ossia с основным текстом.
  20. Трели, морденты и другие фигуры. Фермата над нотой или пустым тактом.
  21. Флажолеты
  22. Перемена ключей, октавные пунктиры.
  23. Сокращения нотного письма. Тремоло струнных (на повторяющемся звуке) и тремоло на смежных звуках, глиссандо. Дополнительные сокращения в оркестровых голосах.
  24. Репризы. Ключевые знаки и перемена ключа возле знаков реприз. Текст в вольтах. Знаки: фонарь, сеньо. Текстовые обозначения для повторения. Недопустимые сокращения.
  25. Акколады и тактовые черты в партитурах.
  26. Запись полных и сокращённых названий инструментов в партитурах оркестровой музыки. Оформление начальной страницы партитуры и всех последующих, скрытие пустых станов. Снятие части стана (с пустыми тактами). Размещение темповых, метроритмических, общединамических обозначений в партитурах с учётом полного и неполного количества строк.
  27. Оформление отдельных инструментальных партий. Название партии, название произведения и автора. Вписывание отдельных исполнительских редакций (штрихи, аппликатура и пр.), обязательных в партии, но излишних в партитуре. Запись многотактовых пауз и реплик, а также паузирования до конца произведения. Удобство переворота страниц.
  28. Особенности записи для фортепиано – на одном или двух станах, на двух или четырёх станах. Нотирование без пауз в разных голосах. Обратное направление штилей. Вязки с нотами на двух станах. Устаревшая традиция записи одноштильных аккордов на двух станах.
  29. Особенности записи вокальной музыки. Грамматическое (не фонетическое) разделение на слоги, отличие в записи дефисов и слоговых чёрточек, применение тире. Различие в применение длинных черт («рельсов») под слоговыми распевами (европейская традиция) и разреженного пунктира из слоговых чёрточек (русская традиция). Особенности записи подтекстовки на двух языках. Расположение динамических обозначений, ремарок, описания, наименования действующего лица.
  30. Особенности записи музыки для народных инструментов. Символы регистров, смена меха, обоначения аккордов и басов в музыке для баяна/аккордеона. Особенности записи для гуслей, домры или балалайки, гитары.
  31. Оформление нотных примеров для книжных изданий.
  32. Особенности расположения нотного текста. Разметка текста: равномерность, достаточная плотность по горизонтали и вертикали. Упорядочивание границы разделов внутри одного произведения – с новой строки или страницы, удобство переворотов страниц для партий, а также в педагогических изданиях, при размещении нескольких мелких пьес на одной странице. Вёрстка в подбор.

    Ранжир нотного текста, наклон вязок в различных группах, правильное графическое расположение лиг, линий, темповых и графических указаний.


Составитель Овсянников А. И. (Санкт-Петербург)