Вторник, 20 октября 2020

Кружевоплетение (специальный курс для девочек)

Организаторы:

  • ООО Учебный центр «Классическое образование»;
  • учредитель журнала «Музыкант–классик» — А.Е. Русак, ОГРН: 306770000034735.


    При участии:

  • «Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника»

    Преподаватели:

  • сотрудники вологодских музеев и учителя московских и санкт-петербургских ВУЗов.
    Летняя школа (ЛШ)

    Курс включает:

    Основные предметы:

    • занятия вышивкой и кружевоплетением;
    • русский язык и литература;
    • история России;
    • экскурсии по Вологде и Вологодским музеям.

    Дополнительные предметы:

    1. история русского орнамента;
    2. древнерусский язык и санскрит;
    3. былины и сказания древней Руси.

    1. Пояснительная записка

    1.1. Образовательная область и предмет изучения

    У русского народного декоративно–прикладного искусства многовековые традиции. Развиваясь одновременно с другими видами искусств, оно кроме чисто бытового назначения обрело и вторую, не менее важную функцию – способствовать формированию и развитию художественного вкуса людей, пробуждая их творческую активность. Если в прошлом народное искусство сосредоточено было среди сельских жителей или средних сословий небольших провинциальных городов и их пригородов, то теперь оно получило более широкое распространение. Это в равной мере относится ко всему народному искусству, в том числе и к белому и цветному коклюшечному кружеву, возникновения которого своими корнями уходит в далекое прошлое.

    Слово «кружево» имеет два разных значения. Одно из них происходит от слова «окружать», им в России определялись самые разные отделки в виде койм на подолах, подолах и рукавах одежды. Эти отделки могли быть тканными или нашитыми из различной тесьмы, или вышитыми. Когда в России появилось первое кружево, его использовали именно в виде нашивок. В другом значении этим словом называют узорное изделие – самостоятельный вид украшения одежды или предметов убранства. В понятии «кружево» обычно включаются три различных вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках и вязаное на прутках и крючком. Собственно кружевом могут считаться только два первых – шитое и плетеное. Третий представляет собой технический вид – вязку, имитирующую плетения. Игольное шитое кружево в России не исполнялось. Плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратилось в новый вид декоративно – прикладного искусства.

    Почему же новый? Потому что оно действительно зародилось неизменно позднее, чем вышивка, узорное ткачество или набойка. Древних памятников кружева до нас не дошло ни в одном образце. Все что под этим именем упоминалось, на поверку оказалось или тканным или вышитым.

    Кружевоплетение более совершенно и более сложно: оно имеет свои, только ему присущие художественные и технические особенности, требует определенных инструментов и приспособлений. Кружево – искусство европейское. Когда же оно появилось? Так как без применения металлических булавок сложные и тонкие изделия выполнить невозможно, а булавки стали известны достаточно широко в середине XVI в., c этим временем следует связывать и возникновение кружева. Для этого времени было характерно кружево, плетенное из золотых и серебряных ниток. В этот период в нем ценили не столько искусcную работу, сколько сам материал – эффектно блестящую дорогую нить. Кружево даже продавали на вес (фунты и золотники). Такое кружево было признаком роскоши и богатства. Его употребляли для украшения парадной царской, боярской и церковной одежды, предметов светского и церковного обихода.

    В XVIII веке наряду с золото–серебряным широкое развитие получает нитяное кружево. Кружево из смешанных ниток стало более изящным и отличалось изысканностью цветовой гаммы. Постепенно наряду с одиночными материалами появились мануфактуры по производству кружев. В 19 веке в России насчитывалось 12 центров кружевоплетения со своей манерой и техникой плетения, сюжетными мотивами – это Елец, Вологда, Мценск, Балахна, Ростов Великий, Вятка, Тверь, Рязань и другие центры кружевного промысла. Во второй половине 19 века появился новый вид кружев, получивший название «русский гипюр», которое в Вене в 1877г. получило золотую медаль и «Гран При». После такого успеха спрос на русское кружево значительно вырос.

    Русское кружевоплетение развивалось и совершенствовалось на протяжении ряда столетий. На каждом этапе своего развития были созданы великолепные образцы прикладного искусства, отличающиеся высоким мастерством и совершенством исполнения. История развития русского коклюшечного кружева – это история материальной культуры народа, как и любой вид народного творчества, оно постоянно претерпевает изменения и обновление, что обеспечивает ему постоянное современное звучание. Вот почему народное искусство, в том числе и коклюшечное кружево, не утрачивает своего значения и в наши дни. Национальные традиции способствуют развитию творческой фантазии, особого видения красоты окружающего мира. Издавна мастерицы–кружевницы передавали сове мастерство от старшего к младшему. Очень рано крестьянская девочка брала в руки коклюшки и начинала овладевать искусством кружевоплетения. Соприкасаясь с миром декоративно–прикладного творчества, детская душа духовно становилась богаче. Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, несет и сегодня свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство и как часть его искусство кружевоплетения не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связь поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей «малой» родине, к Отечеству.

    1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность курса

    Летняя школа «Кружевница» предлагает детям удивительное путешествие в мир красоты и изящества. Каждому ребенку предоставляется уникальная возможность рассмотреть мельчайшую деталь, тем самым ощутить и постичь навсегда ушедшее время собственными руками и сердцем. Те знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях в музее, не только развивают творческую индивидуальность, но и помогают подросткам в профессиональном самоопределении.

    В наше бурное время высоких скоростей и всеобщей компьютеризации, актуальным становится сохранение для будущих поколений элементов старины. Только народ, не утративший истоки своей культуры, имеет будущее. За много веков развития кружевоплетение приобрело и другую функцию. Занятия кружевоплетением вырабатывают безукоризненный вкус, способствуют развитию мягких и ровных отношений с окружающими. Мелодичный перезвон коклюшек, текучий и ровный ритм работы, плавный, бесконечный, чем–то похожий на негромкий народный напев, узор, гармоничные пропорции оказывают в наш век сверхскоростей и стрессов благотворное влияние на детскую психику, способствуют снятию напряженности и раздражительности.

    В школе, как показывает опыт, индивидуальный подход к личности ребенка затруднен по ряду объективных причин (классно — урочная система, определенные требования и критерии оценки), поэтому ребенка сравнивают с определенной планкой знаний, умений и навыков, а в системе дополнительного образования нет жестких рамок. Добровольный выбор ребенком сферы деятельности позволяет чувствовать себя более комфортно и в полной мере реализовывать свои способности. Образовательный процесс строится с учетом уникальности и неповторимости каждого обучающегося.

    1.3. Цель и задачи образовательной программы:

    Цель программы:

    Способствовать приобщению детей к народным традициям средствами искусства кружевоплетения на коклюшках, формированию творческой личности с развитым художественным вкусом и творческой фантазией, с особым видением красоты окружающего мира и активной жизненной позицией, готовой к самореализации и самоопределению в обществе.

    Задачи программы:

    1. Мотивационные: — Через создание комфортной, доброжелательной обстановки на занятиях способствовать развитию интереса к данному виду деятельности. — Создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. — Мотивировать участие в выставках, конкурсах и других коллективных делах. — Повышать престиж народного искусства.
    2. Познавательные: — Обучать приемам самостоятельно приобретать знания, готовить к самообразованию. — Создавать поисковые творческие ситуации, побуждающие детей к приобретению и применению новых знаний.
    3. Развивающие: — Способствовать развитию активности, самостоятельности, творческой инициативы, дисциплины, самокритичности, трудолюбия.
    4. Социально–педагогические: — Оказывать положительное влияние на формирование активной жизненной позиции, определение смысла и цели жизни. — Дать нравственные ориентиры, способствующие формированию морально–нравственного поведения. — Способствовать профориентации и самоопределению в социуме.
    5. Эстетико–этические: — Развивать художественный вкус, творческое мышление. — Обучить этапам творческой деятельности. — Научить видеть, ценить и создавать красоту своими руками. — Способствовать совершенствованию обще–культурного уровня.
    6. Оздоровительные: — Побуждать детей вести здоровый образ жизни. — Способствовать развитию интереса к факультативным занятиям.

    1.4. Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области:

    По степени авторского вклада программа является авторской. В основе программы «Кружевоплетение» положен личностноориентированный подход в обучении, знание основ психологопедагогических особенностей детей.
  • Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
  • Задачи данной программы вполне соотносятся с задачами ЦДТ: «Готовить здоровое поколение, развитое как физически, так и духовно, способное к труду и социальной жизни».
  • Программа рассчитана на детей без всякой дополнительной подготовки, с успехом может применяться в работе с детьми–инвалидами.
  • Программа даёт углублѐнные знания, развивает интеллект, расширяет кругозор, раскрывает творческие способности, ориентирует в мире профессий, даёт определѐнный социальный опыт.
  • Методологической основой программы являются: системный, личностный, деятельностный, культурологический, этнопедагогический, антропологический принципы теории обучения.

    1.5.Коллектив детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:

    Принимаются учащиеся 6-9 классов. Набор осуществляется по желанию детей и родителей, согласно требованиям СанПиН 2.4.4 1251–03 раздел VIII, пункт 8.2.1. Плетение кружев трудоѐмкий процесс, требующий более всего индивидуальных и групповых форм работы в условиях разновозрастного коллектива.

    Для родителей занятия детей кружевоплетением интересно, прежде всего, тем, что дети занимаются полезным делом, получают художественно–эстетическое развитие, осваивают народные традиции, знакомятся с ремеслом, которое будет востребовано на протяжении всей их последующей жизни, а для некоторых, возможно, станет будущей профессией. Количество детей в группах не превышает 10 человек. Рекомендуемый размер группы — 5 человек.

    1.6. Психолого — педагогические особенности возраста детей от 7 до 17 лет

    ЛШ «Кружевница» рекомендуется детям младшего и среднего школьного возраста. Необходимо учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности развития детей. В младшем школьном возрасте прогрессирует моторное развитие. Тонкая моторика позволяет детям выполнять руками сложные и точные движения, происходит развитие зрительно–моторной координации. Не допускается чрезмерные физические нагрузки, длительные статичные усилия. Нельзя перед детьми ставить трудные для выполнения задачи, вызывающие большое нервно–мышечное напряжение. Нужно уделять большое внимание формированию правильной осанки.

    Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительными изменениями места ребенка в системе доступных ему отношений, всего образа его жизни. Следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. «Успех» или «неуспех» в учебных делах, имеет для него острую эффективную окраску. Поэтому необходимо поддерживать и всячески поощрять даже небольшое достижение ребенка.

    Дети среднего школьного возраста переживают так называемый пубертатный кризис – это кризис полового созревания. При работе с подростками необходимо помнить, что главная особенность подростка – личностная нестабильность. Повышенный интерес к своей внешности, влечение к противоположному полу, склонность к необдуманному риску, часто меняющиеся увлечения – все это является признаками психологического и физиологического созревания ребенка. Необходимо отвлекать подростка от примитивных видов увлечений.

    Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Механизм психологической защиты порождает социальную мимикрию – желание слиться с группой. Необходимо создать положительную атмосферу в коллективе объединения, чтобы каждый ребенок чувствовал свою полезность, ценил свои возможности и уважительно относился к работе и увлечениям остальных членов коллектива. Знание психолого–педагогических особенностей возраста детей и правильное, педагогически обдуманное их применение позволяют достигать хорших результатов в деятельности коллектива.